Пешеходные переходы стали настолько обыденным явлением, что практически никто не задумывается над тем, почему были выбраны именно белые (а позднее желтые) цвета и кто придумал украшать отдельные участки дороги «зеброй». Исключение составляют разве что несознательные малыши, которым интересно все на свете.
Считается, что первая пешеходная разметка появилась в Римской империи. Некоторые населенные пункты Италии до сих пор могут похвастаться вытянутыми широкими камнями, уложенными поперек дорожного полотна. Когда-то они выполняли роль самых первых переходов, правда, в те времена приподнятые камни исполняли несколько иную, более прагматичную роль.
А дело было в канализации, точнее отсутствие таковой. Империя, вошедшая в историю как государство искусства и торговли, на самом деле задыхалась от вони нечистот, стекающих по мощеным улицам городов. А пересечение дороги требовало окунуться в потоки грязи, что не способствовало сохранению чистоты ног, сандалий и одежды. Тогда-то и был придуман первый переход из камней, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Такое устройство позволяло пешеходам безбоязненно перебираться на противоположную сторону, а местным лихачам притормаживать перед переходом, пропуская людей и направляя колеса повозок между каменными глыбами. Одновременно такие зазоры позволяли грязи практически беспрепятственно стекать по мостовым, не образуя запруд.
Впрочем, официально переходы были зарегистрированы только в 30-х годах прошлого года. Необходимость такого «украшения» дороги возникла в результате бурного развития автомобилестроения, при этом каждая страна придумывала свои методы предупреждения водителей о вероятном появлении людей на дорогах.
В Англии роль таких обозначений играли воткнутые в асфальт металлические шпильки. Позднее их сменили яркие оранжевые шары, установленные вдоль дороги на полосатых столбах. Конструкции слегка напоминали маяки и были хорошо заметны.
Спустя 20 лет появилась «зебра». Первые полосы на дорогах появились в Германии, чуть позже разметка украсила собой Ленинградский проспект Москвы. Но на этом дело и закончилось. Инновация не прижились даже в крупных городах (там продолжали стоять регулировщики движения), а в мелких населенных пунктах народ предпочитал перебегать там, где ему было удобно. Справиться с такими «перебежчиками» не могли даже лозунги, фельетоны и карикатуры про нарушителей.
И все же прогресс не стоял на месте: «зебры» стали использовать все чаще, а люди потихоньку привыкали к безопасным местам перехода.
Уже в этом веке белый цвет стал дополняться желтыми оттенками, что сделало зебру еще более заметной. И, кстати, в Китае такую разметку именуют «тигром».
Необычная разметка украшает дороги Испании: здесь предпочитают наносить разноцветные зигзаги. А в городке Ла-Корунья на полотно наносят черно-белые пятна, напоминающие окраску местных коров, которыми славится этот регион.