Специальные линии, нанесённые на бетонном покрытии, до сих пор играют важную роль в безопасности самолётов. Несмотря на стремительное развитие современных технологий, электроника может отказать, или давать неточные данные. Пилотам достаточно беглого взгляда на грамотно размеченную взлётно-посадочную полосу, чтобы получить все необходимые данные для безопасного приземления пассажирского или грузового самолёта.
Цифирная разметка на полосах
Специальные цифры, в диапазоне от 0 до 36, наносятся на взлётно-посадочные полосы белой или чёрной краской. Всё зависит от типа покрытия, на котором контрастным оттенком лучше будет видна соответствующая разметка. В краску добавляют небольшое количество светоотражающего вещества. Благодаря такому технологичному решению, цифры будут видны независимо от времени суток и погодных условий в аэропорту.
Цифры на бетонном или любом другом покрытии означают не номер полосы, а её положение относительно магнитной стрелки направленной на северный полюс. Градация происходит в 10 градусов, при увеличении цифры на одно значение. Южная полоса всегда будет отмечена числом 18, северная, соответственно 0. Отклонение на 90 градусов от севера соответствует значениям 09 или 27.
Буквы и зебра на полосах
Чтобы с высоты различать положение полос относительно друг друга, в международной практике используются всего три латинские буквы. С – центральная полоса, как правило, ориентированная на север или юг. Соответственно, для обозначения правой используется буква «R», левая будет иметь отметку «L».
Прямые параллельные линии, максимально похожие с высоты на зебру пешеходного перехода, отмечают начало посадочной части полосы, где пилот может начать приземление воздушного судна. Количество полос сигнализирует о реальной ширине, на которую может рассчитывать пилот самолёта.
Пилоты практически мгновенно определяют ширину посадочной полосы, которая варьируется в пределах от 4 до 16 полос (18-60 метров). Зона для идеального приземления отмечена дополнительной разметкой. Парные прямоугольники позволяют пилоту выровнять самолёт относительно полосы и безопасно произвести посадку.
Дополнительная маркировка ВПП
Чтобы облегчить процесс взлёта и приземления, на полосе есть дополнительная разметка. Осевая, в виде пунктирной линии, даёт возможность пилоту не отклоняться от центра взлётно-посадочной полосы. Ровные, непрерывные белые линии по бокам, указывают на границы бетонной полосы.